Зуборезные головки
Они применяются на специальных станках для нарезания конических колес с круговыми зубьями. Такие колеса имеют широкое применение в механизмах различных машин вследствие ряда преимуществ и по сравнению с прямозубыми коническими колесами. У них более высокая плавность, нагрузочная способность, долговечность, меньшая чувствительность к погрешностям монтажа передачи.
В процессе нарезания (рис. 6.151) происходит согласованное вращение заготовки 7 и воображаемого плосковершинного производящего колеса 2. В действительности в зуборезном станке роль производящего колеса выполняет люлька 3с резцовой головкой 4. По направляющим в люльке зуборезная головка может устанавливаться в нужное положение относительно заготовки. Роль зуба производящего колеса выполняют резцы 5 головки. При вращении головки они как бы находятся в беззазорном зацеплении с обрабатываемым колесом и в обкаточном движении профилируют зуб заготовки, удаляя металл из впадины. Профиль зуба обрабатываемого колеса получается как огибающая ряда последовательных положений режущих кромок резцов головки.
Главное движение, которое определяет скорость резания, обеспечивается вращением зуборезной головки относительно своей оси. Оно совершается от отдельного привода и влияет на число огибающих резов. Для обработки одной впадины люлька с головкой в обкаточном движении поворачивается на определенный угол. После этого люлька возвращается в исходное положение, а заготовка, оставаясь на месте, поворачивается относительно своей оси для деления на один окружной шаг. Далее цикл обработки повторяется. Таким образом, также как и для прямозубых конических колес, обработка конических колес с круговыми зубьями производится методом прерывистого обкатывания.
Конические колеса с круговыми зубьями нарезают различными способами. Основными из них являются односторонний, простой двусторонний и двойной двусторонний. Применение того или другого способа определяется точностью зубчатой передачи, производительностью, номенклатурой инструмента, типом производства. Односторонний способ характеризуется тем, что вогнутая и выпуклая стороны зубьев шестерен и колеса нарезаются раздельно. Этот способ имеет различные варианты обработки.